Епископ Иоанникий Зейкан

ГЛАВА VIII: От Ужгородской унии до Епископа Досифея (1646-1735)

     В сложной, постоянно напряженной, военной атмосфере Мукачевская епархия имела по два Епископа. В то время, когда в Ужгороде действовал епископ Пафрений, а потом И. Волошиновский и Иоанн Малаховский, в Мукачеве и Имстичеве был поставлен князем Юрием Раковцием II (1648-1660) епископом для православных Иоанникий Зейкан (в 1654 году). Он в течение 30 лет до 1684 года управлял православными приходами и монастырями из Мукачева и Имстичева. По другим данным еп. Иоанникий Зейкан был именован под влиянием вдовы Юрия Раковция I Сусанны Лоранфи.
     Епископ Иоанникий, в мире Иоанн, происходил из дворян.[1] Он имел собственное поместье в самом восточном углу Бережской столицы, в Имстичеве, где около 1660 г., а возможно и раньше, устроил монастырь в честь св. Архистратига Михаила.[2] Монастырь был расположен в довольно красивом месте на горе, над Селом. Это знаменует стремления Мукачевских православных епископов к Мараморошу, который был ближе к православным землям и, как гористая местность, консервативнее. Он был поставлен, как контр-епископ Партению.[3] Рукоположен был в Молдавии, в городе Яссах. Епископ Иоанникий жил в Мукачевском монастыре до кончины Юрия II Раковция и Сусанны Лоранфи. "Пока Мукачево находилось во власти князей Семигородских, Иоанникий жил в Мукачевском монастыре; но когда Иоанн Кемень уступил императору Леопольду Угорскую часть владений Семигородских князей (1660) Мукачевским епископом назначен был Петр-Партений, а Иоанникий принужден был переселиться в свои отчинские имения в Мстичево, где создал монастырь,[4] и оттуда стал управляти оставшеюся ему верною паствою".[5]
     В Мукачевском монастыре была им сооружена вместо прежней деревянной (построенной еще Кориатовичем), новая каменная церковь в византийском стиле с куполом, - с помощью Константина, Мултянского воеводы, как о том свидетельствует надпись, высеченная из камня и находившаяся на стене в монастырской церкви.
     В 1656 г. во время военной экспедиции, или, лучше сказать, авантюры Георгия Раковция XI в Польше, польскими отрядами под ведением Ю. Любомирского, ворвавшимися на Закарпатье, был разрушен Мукачевский монастырь, о обновлении которого так усердно старался Еп. Иоанникий Зейкан в 1661 году.
     Надпись находилась в Церкви, построенной Еп. Иоанникием Зейканом в 1661 г. и простоявшей до 1826 г., когда была разорена протоигуменом Иоанникием Стромецким за ветхостью.
     Надпись была сделана славянскими буквами и гласила:
- Феодор Кериатович Князем был
- За отпущение грехов Монастырь зробил
- Древяна церковь от веку зоставала,
- А теразнейшаго Року 1661 каменная стала
- Чрез Константина Воеводу Мутлянского
- З Неделею на имя Госпожею его
- Владыкою на тот час Иоанникий зоставал
- Зо Мстичова о том ся пилно старал
- И той Камень зробити дал
- Року 1661 Мая 13.
     Куда девался позднее этот камень с надписью? Видимо, протоигумен Иоанникий Базилович, который писал свою историю в тот час, когда еще стояла эта каменная церковь, видел эту надпись и непосредственно с камня сделал список. И. Дулишкович уже приводит надпись по книге Базиловича.[6] Когда эта каменная церковь в 1826 году разбиралась, то не позаботились о том, чтобы сохранить этот Камень.
     Интересно, что отчество князя Феодора Кориатовича приводится в той латинской транскрипции, которая находится в его грамоте: Кериатович. Точно также и на его портрете, который находится в Мукачевском монастыре.[7] Князь держит грамоту, где написано: Кериатович.[8]
     Эта надпись к тому же является литературным произведением.
     Установление мемориальных досок с надписями было всегдашним обычаем. В Мукачевском Крепости имеются доски 1624, 1629 гг. Согласно летописи и в деревянной церкви был "образ из камени изсечен", где изображался Кориатович в борьбе со змеем. С первого взгляда может показаться, что существует противоречие между этими двумя памятными досками, в которых говорится о Кориатовиче. Из первой доски следует, что Кориатович построил храм в благодарность св. Николаю за небесную помощь, а из второй как бы за отпущение грехов. Но небесная помощь Кориатовичу была результатом прощения ему грехов. Вероятно, в тот час, когда Кориатович призывал на помощь святителя Николая, он также каялся в своих грехах.
     Эта каменная церковь 1661 г. находилась под сегодняшним монастырским корпусом. Возможно, что св. Крест, который находится возле дороги, стоит на месте св. Престола каменного храма.[9] В середине XIX в. там был большой, высокий деревянный трираменный православный крест, как видно на рисунке монастыря, сделанном Афанасием Грабарем в 1889 г. и находящимся в коридоре мукачевского монастыря; рисунок сделан масляной краской на жести.
     Иногда Еп. Иоанникий находился в Углянском монастыре (Листок). Еп. Иоанникий имел натянутые отношения с преемником еп. Партения, еп. Иосифом Волошиновским.
     Когда окончательно переселился еп. Иоанникий в Мстичевский монастырь? Хотя еп. Иоанникий уже в 1661 г. старался о постройке церкви в Мукачевском монастыре из Мстичева, но окончательно туда переселился в 1664 г. под давлением Софии Батори, которая подпала под влияние иезуитов и начала насаждать католицизм.
     В то время, как год посвящения еп. Иоанникия указывается различно (самое вероятное - это 1654 г.), то год кончины исчисляется на основании Дневника Де-Камилиса и принимается, как 1684, когда еп. Иоанникий посвятил в иереи Василия Веречанского.[10]
     В то время, как среди униатов епископы менялись довольно часто, то долголетнее 30-ти летнее правление еп. Зейкана несомненно сказалось положительно на состоянии православной части мукачевской епархии.
     Со смертью еп. Петра Партения в 1664 г. и до назначения епископа Де-Камилиса (1689 г.) продолжается неясный период в именовании униатских епископов и управлении Мукачевской епархией. Было тогда по два и даже по три епископа. Император, Папа, Остригомский архиепископ, эрдельские князья не могли придти к соглашению, кто же должен именовать мукачевского епископа. Так же духовенство, на основании условий унии, считало себя вправе выбирать архиерея. Народ не с радостью принимал тех владык, которые назначались, и которые часто не имели никаких связей с верующими.



[1] Имел много родственников: племянников, двоюродных братьев. Некоторые жили в Билках.
[2] Имстичевское предание говорит, что в постройке монастыря участвовал отец Епископа.
[3] Листок. Ужгород. 1890 г. № 15, стр. 169
[4] В 1654 г. Улашин жертвует землю на монастырь "за покой души".
[5] Листок. 1890 г. № 15.
[6] Цит.соч. Т. II, стр. 122-123.
[7] Этот портрет относится к первой половине XVII в.; напоминает портрет Георгия Другета (см. Szova J. P. Ungvar multia. Ungvar, 1944. p.23)
[8] T. Keriatovichius/S. Timon Cassoviae 1736/ Keriatovics /N. Schmitth, Jaurini 1763/
[9] В таком случае церковь была бы рядом с настоящим зданием монастыря.
[10] И. Дулишкович. Цит.соч. Т. II, стр. 123.


| ЗАГЛАВИЕ | + | ИСТОРИЯ | + | СВЯТЫНИ | + | ФОТО-ГАЛЕРЕЯ | + | БИБЛИОТЕКА | + | ИКОНЫ |
Hosted by uCoz